Прошло уже более тридцати лет с тех пор, как на прилавках видеопрокатов появились кассеты с фильмом «Индиана Джонс и последний крестовый поход». После этого события франшиза развивалась стремительно. Что делать дальше после поисков настоящего Святого Грааля? Ответ очевиден - обратиться к пришельцам, а потом заняться путешествиями во времени. «Indiana Jones and the Great Circle» стал идеальным средством от всех этих излишних экспериментов. Он использовал свой символический «Циферблат судьбы», чтобы вернуть нас обратно в те времена, когда Инди находился на пике своей формы. Это привело к созданию одной из самых захватывающих историй о приключениях Инди не только в кино, но и в видеоиграх, наполненной детально проработанным миром, атмосферными исследованиями древних гробниц, увлекательными загадками, превосходным музыкальным сопровождением и, возможно, самым впечатляющим звуком ударов в индустрии.
Несмотря на некоторые проблемы со стелсом, «Великий круг» остается грандиозной и восхитительной игрой, полной приключений по всему миру, способной заставить игрока почувствовать себя счастливым ребенком. Похоже, Bethesda сделала правильный выбор, доверив студии MachineGames создание нового развлекательного продукта по франшизе Индианы Джонса.
Коллектив MachineGames наиболее известен своей работой над современной серией Wolfenstein, и в The Great Circle можно заметить определенные сходства с этой игрой. Подобно «The New Order», а также её превосходному приквелу и сиквелу, «The Great Circle» представляет собой шутер от первого лица с сильной ориентацией на сюжет. Можно предположить, что если кто-то испытывает такую же ненависть к нацистам, как Индиана Джонс, то это Бласковиц, сражающийся с гестапо и СС. Тем не менее, «The Great Circle» — это далеко не просто кровавая игра с использованием двух видов оружия и стрельбой по врагам. В отличие от серии Wolfenstein, здесь больше внимания уделяется терпеливому исследованию и скрытности, где использование оружия зачастую не является оптимальным решением.
Однако стоит отметить, что корни MachineGames уходят значительно дальше, чем просто работа над Wolfenstein. Основатели компании ранее работали в шведской студии Starbreeze, и их ДНК проявляется во многом. Для многих участников команды всё началось ещё в 2004 году с создания культовой и высоко оценённой игры «The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay». Элементы боевого стиля Риддика и приключенческие моменты оказали значительное влияние на «The Great Circle». Приятно вновь окунуться в атмосферу, напоминающую Butcher Bay, особенно когда игра создана с такой страстью и уважением к знаменитой франшизе.
Вряд ли бы кого-то удивило, если бы в 2024 году появилась игра по мотивам Индианы Джонс, напоминающая «Uncharted». Это было бы вполне ожидаемо. Ведь такие проекты, как «Indiana Jones and the Infernal Machine» (1999 год) и «Indiana Jones and the Emperor’s Tomb» (2003 год), уже использовали шаблон, похожий на «Tomb Raider». Поэтому переход к игре, вдохновленной персонажем, который когда-то затмил Лару Крофт в мире видеоигр, был бы предсказуемым шагом, тем более что современные игры становятся всё более схожими друг с другом. Однако «The Great Circle» не является копией «Uncharted», и именно это делает её особенной. Эта игра о приключениях Индианы Джонса оказалась настоящим открытием – неожиданным сюрпризом, которого никто не ожидал. Конечно, кинематографические экшн-шутеры от третьего лица получили широкий охват пользовательской поддержки, но ведь не каждая игра обязана следовать этому шаблону. Более того, можно создать нечто гораздо лучшее, взяв за основу другой лицензированный продукт, например, Butcher Bay, который оказался даже интереснее самого фильма, по которому он сделан.
Мастерская реставрация приключения
Вид от первого лица придает «Великому кругу» невероятное чувство масштабности. Взгляд вверх на Великую пирамиду или вдаль на огромный нацистский военный корабль, возвышающийся над горами Гималаев, создает гораздо более сильное визуальное впечатление. Это также значительно улучшает восприятие при решении головоломок. Сбор и исследование документов и подсказок, прямое взаимодействие с предметами и их расположение, а также возможность наблюдать результаты своих действий непосредственно перед собой погружают игрока в атмосферу одного из самых роскошных квестов в мире. Загадки возникают часто, большинство из них довольно простые, однако порой удаётся столкнуться с несколькими сложными задачами, после решения которых игрок чувствует себя довольным собой. В случае затруднений в игре предусмотрена система подсказок, активирующаяся лишь тогда, когда пользователь делает дополнительный снимок загадки с помощью внутриигровой камеры. Этот продуманный подход предлагает помощь только по запросу, предотвращая использование внешних устройств и сохраняя полное погружение в игру.
Кроме того, это поистине наилучший пример того, как MachineGames наполнила мельчайшими деталями почти каждый уголок в «Великом круге». Будь то следы на недавно протертом стекле или медленно текущие капли воска от свечи, освещающей ваш спуск по старинной лестнице, такие детали вряд ли можно было бы заметить под другим углом. Действительно ли они необходимы для того, чтобы сделать «Великий круг» выдающейся игрой? Возможно, и нет, однако они создают впечатление проекта, в котором ни одна мелочь не считается незначительной, если она добавляет миру хотя бы немного больше правдоподобности.
После краткой отсылки к «Искателям утраченного ковчега» в роли обучающей миссии — что могло бы показаться несколько высокомерным, если бы не было выполнено настолько мастерски — второй этап «Великого круга» превращается в восхитительное и столь же наполненное ностальгией путешествие по кампусу Колледжа Маршалла в Коннектикуте. Эта реализация просто великолепна, насыщена деталями, которые постоянно отвлекают от основной задачи. Здесь можно увидеть бюсты и другие артефакты, связанные с историей учебного заведения: шкафы, заполненные редкостями со всего мира и доски объявлений, усеянные самодельными табличками.
Удивительные пейзажи продолжают возникать один за другим: утонченная итальянская архитектура и старинные ватиканские катакомбы, древние города и нацистские раскопки под сенью египетских пирамид и Великого Сфинкса, извилистые каналы Сукхотая и затопленные храмы, поглощаемые джунглями. Всё это выглядит потрясающе благодаря качественной трассировке лучей. Впечатление производят резкие контрасты между уровнями, а идея «Великого круга» как археологической концепции служит отличным объяснением того, почему Индиана Джонс путешествует по всему миру в рамках одного сюжета.
Наполнение этой истории – одно из истинных достоинств «Великого круга», и она оживает благодаря нескольким по-настоящему выдающимся актёрским работам. Прежде всего, стоит отметить Троя Бейкера за невероятно точную имитацию голоса Харрисона Форда – настолько, что его собственное звучание практически растворяется в образе. Также заслуживает внимания Дэвид Шонесси, который блестяще воплотил образ Маркуса Броуди, созданного Денхолом Эллиотом. Его работа могла бы затеряться в тени Бейкера, однако это далеко не так. Хотя Эллиот скончался ещё в 1992 году, появление Броуди выглядит вполне осмысленным и уважительным, а не просто эффектным трюком. Мариос Гаврилис также отлично справился с образом коварного нацистского археолога Эммериха Восса, произнося свои реплики с таким жаром, словно его микрофону нужен маленький зонтик для защиты. Важные разговоры разворачиваются в тщательно продуманных кат-сценах, напоминающих те, что можно увидеть в современных играх серии Wolfenstein. Хотя иногда они разбавляются лёгким комическим юмором в духе Индианы Джонса, особенно во время драк. По сути, здесь целых два фильма кат-сцен, но ни разу не возникло ощущения, что их слишком много.
Обычно фильмы про Индиану Джонса оказываются на высоте, когда дело касается напряженной погони за древними артефактами, которые могут попасть в руки нацистов, стремящихся использовать их для достижения мирового господства. Эти картины были своего рода квестами задолго до появления видеоигр с аналогичными задачами, а «Великий круг» органично вписывается в эту серию, начиная с верного хода – действия разворачиваются в 1937 году, между событиями «В поисках утраченного ковчега» и «Последним крестовым походом», когда мир уже стоит на пороге Второй мировой войны. Поражает, насколько органично «Великий круг» заполняет пробел между этими двумя шедеврами, умело используя необычную временную структуру оригинальной трилогии о приключениях Индианы. Этот продукт делает гораздо больше, чем просто добавляет несколько деталей к истории разрыва отношений Инди с Мэрион Рэйвенвуд. В действительности, одним из самых больших комплиментов, которые можно выразить «Великому кругу», является то, что его можно считать лучшим фильмом об Индиане Джонсе, который вы еще не видели. Музыка также представляет собой настоящий триумф, она идеально сочетается с духом оригинальной трилогии. Особенно приятно было наблюдать, как «Великий круг» достигает своего апогея в захватывающей сцене, которая точно следует духу двух предыдущих фильмов – и тем не менее сумела удивить своим ярким и неожиданным финалом.
Игровые механики, захватывающие дух
Когда речь идет о боевой системе, схватки в «Великом круге» довольно суровы, но без лишней жестокости, что вполне соответствует духу семейного приключенческого шоу. Восхищает при этом звукорежиссура – каждый удар кажется таким, словно клюшкой для гольфа бьют по целой связке сельдерея. И это действительно удивляет, насколько реалистично выглядят поединки от первого лица. Вы блокируете и отражаете атаки вовремя, нанося быстрые и мощные удары в ответ. Более того, хлыст Инди может быть использован для быстрого обезоруживания противника и его оглушения на столько времени, сколько нужно, чтобы либо приблизиться и нанести удар, либо поднять упавшее оружие и ударить его. Боевой стиль напоминает Butcher Bay, однако немного беспокоит система выносливости, управляющая всем этим. Выносливость Инди уменьшается каждый раз, когда он карабкается, бежит или дерется. Это приводит лишь к тому, что действие прерывается, заставляя вас ждать или отступать, пока толпа агрессивных противников приближается к вам. Честно говоря, не совсем понятно, какую ценность это добавляет, за исключением необходимости развивать выносливость до такого уровня, чтобы она перестала быть проблемой.
Интенсивность боевых действий зависит от вашего поведения. Если решите взять пистолет и начать стрельбу, будьте готовы к тому, что все вооруженные враги вокруг откроют огонь в ответ. Инди вряд ли выживет под таким огнем, поэтому чаще всего лучше избегать использования огнестрельного оружия. Это, безусловно, приводит к некоторым странным ситуациям, когда вы провоцируете сильную реакцию врагов, а затем останавливаетесь в месте, куда им придется подниматься, чтобы добраться до вас. Например, можно встать на верхушке лестницы и избивать каждого, кто пытается взобраться, и ни один из противников даже не подумает использовать свои пистолеты для стрельбы в вас. Однако такой подход выходит за рамки правил игры. Инди не против оставить после себя несколько тел, но он вовсе не злодей с закрученными усами. Если хочется выплеснуть агрессию, всегда можно сыграть в Wolfenstein. Что касается оружия, личный револьвер Инди, увы, стал большим разочарованием. Каждый случай его использования оставляет крайне неудовлетворительный результат. После нескольких выстрелов в голову безоружного противника становится очевидно, что такой способ борьбы с ним явно не соответствовал задумке разработчиков из MachineGames. Это выглядит довольно странно, особенно учитывая тот момент, когда Инди применяет свое оружие в фильме и одним выстрелом устраняет мечника из «Искателей». Этот эпизод остается одним из наиболее ярких в серии фильмов. Боеприпасы для револьвера определенно должны оставаться очень редкими, но само оружие должно обладать той же мощью, что и его экранный прототип.
Высокопоставленным врагам внутри игровых уровней свойственно автоматически распознавать вашу маскировку, особенно в Ватикане. Эта механика знакома по таким играм, как Hitman, но здесь она выглядит слегка нелепо. Полное безумие, когда какой-нибудь итальянский офицер вдруг решает атаковать незнакомца, который на деле оказывается обычным священником. Это мелкое неудобство, хотя стоит признать, что «Великий круг» действительно предлагает весьма продуманный подход к сложности. Тут можно регулировать множество настроек, а не просто переключаться между легким и сложным режимами. Параметры врагов разбиты на категории, позволяя настраивать игру так, чтобы противников было меньше, но они были сильнее. Возможно, вам захочется увеличить их бдительность, сделав при этом более уязвимыми. Хорошо, что тут есть такие настройки, ведь на обычном уровне сложности стелс оказывается гораздо проще, чем кажется - у противников ограничено поле зрения, их можно легко обойти. Со временем геймплей становится более смелым и уверенным, а кажущиеся опасными открытые участки легко пересекаются, если делать это достаточно быстро. В то же время, функционал «Великого круга» дает возможность вернуться к уже пройденным местам, чтобы завершить все дополнительные задания даже после окончания основной сюжетной линии. Возможно, некоторые игроки захотят воспользоваться этим, а не начинать игру с самого начала.
Заключение
«Индиана Джонс и Великий круг» мастерски воплощает дух культовой серии, от титров и географических указателей до фирменного движения пальца Харрисона Форда, однако его достоинства простираются гораздо дальше простого копирования мелких деталей оригинальных фильмов. Благодаря множеству детально проработанных уровней, увлекательному бою, основанному на мощных атаках, и фокусировке на неторопливом исследовании, платформинге и разгадывании загадок, «Великий круг» предлагает незабываемую и волнующую погоню за сокровищами поклонникам Индианы Джонса. Кроме того, игра выделяется среди других современных экшенов от третьего лица благодаря использованию классической перспективы от первого лица, напоминающей такие игры, как «Хроники Риддика: Побег из Бухты Мясника». Хотя система скрытности может показаться несколько упрощенной, при правильном подходе «Великий круг» быстро становится одной из лучших игр о приключениях Инди, сюжет которой больше напоминает историю ранней классики, нежели последующие её части. Некоторые могут считать эту игру пережитком прошлого, но музейные экспонаты должны оставаться неприкосновенными. «Indiana Jones and the Great Circle» заслуживает места не в музее, а на вашем компьютере, чтобы вы могли наслаждаться им снова и снова.